Новости

16 декабря 2014

Опыт «Газпром нефти» применения системы оценки и управления стоимостью в проектах


Без использования современных методов проектного управления развитие новых крупных добывающих активов — задача практически неразрешимая. Одна из важнейших проектных технологий — применение системы оценки и управления стоимостью проекта, как показывает мировой опыт, а теперь и опыт «Газпром нефти», которое позволяет вывести на необходимый уровень эффективности даже изначально убыточные проекты*

ЦЕНА ОШИБКИ
Развитие новых регионов нефтедобычи (Ямал, Восточная Сибирь, шельфы арктических морей) сопряжено с реализацией крупных капитальных проектов. Масштаб задач, которые приходится решать при этом, нередко приводит к существенным отклонениям от плановых показателей затрат и сроков. Среди причин таких изменений могут быть изначально заниженная оценка капитальных вложений на этапах инициации проекта и последующего проектирования, неэффективное управление стоимостью в ходе реализации проекта, существенное изменение внешних для проекта экономических условий. С такими проблемами сталкиваются не только российские, но и крупнейшие международные компании — лидеры мирового рынка. Исходя из анализа, проведенного экспертами McKinsey на основе данных HIS Herold Project Database, подавляющее большинство реализованных в последние годы крупных проектов отклонялось по срокам и стоимости, нередко более чем на 50% и почти всегда в большую сторону. Экономия и ускорение — скорее исключение.

Негативный эффект от неверной оценки не ограничивается ростом материальных и временных затрат на реализацию проекта. В проектах нефтедобычи ошибки в определении стоимости проекта влекут принятие неоптимальных технических решений, ключевых решений по разработке, касающихся количества скважин, производительности инфраструктуры по нефти и по жидкости. Это, в свою очередь, уменьшает ценность проекта, например NPV** или коэффициент извлечения нефти. Поэтому в проектах в новых регионах нефтедобычи вопросы, связанные с оценкой и управлением стоимостью, тесно взаимосвязаны с направлениями нефтяного инжиниринга и применения новых технологий. Это требует развития относительно новой для российских нефтяных компаний функции кост-инжиниринга, или комплексного управления стоимостью на всех этапах жизненного цикла реализации проекта.

СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ
В формулировке Международной ассоциации развития стоимостного инжиниринга (AACE), основанной в 1956 году, комплексное управление стоимостью — это эффективное использование профессиональных и технических навыков для планирования и контроля над ресурсами, затратами, прибылью и рисками. То есть речь идет о систематическом подходе к управлению расходами на протяжении всего жизненного цикла любой компании, программы, предприятия, проекта, продукта или сервиса. С одной стороны, это определение является достаточно общим и охватывает практически все области проектного управления. С другой — оно четко демонстрирует, что управление стоимостью — это комплексный вызов, охватывающий все направления деятельности компании или добывающего предприятия.

Отдельные инструменты кост-инжиниринга применяются большинством нефтяных компаний, но это не гарантирует эффективности в управлении стоимостью. Крайне важно объединить их в единую взаимосвязанную систему. При этом, как показывает анализ опыта развития систем кост-инжиниринга в международных ВИНК, универсального эталона, который подошел бы всем, не существует. Во многом модель определяется исторически сложившейся организационной структурой той или иной компании и расположением центров ответственности за реализацию проектов. В BP функции кост-инжиниринга сосредоточены в блоке проектных услуг, которые являются механизмом обмена опытом между специалистами проектных офисов, ответственных за реализацию новых проектов. В ExxonMobil — в компании по развитию, которая занимается крупными капитальными проектами. Большая часть функционала, связанного с методологией и стоимостными данными, централизована в блоке проектных услуг, а операционный функционал управления стоимостью находится в самих проектах. В Shell функции сосредоточены в дивизионе «Проекты и технологии».

Впрочем, организация кост-инжиниринга в нефтяных компаниях имеет не только существенные различия, но и немало общих черт. Ключевые — централизация компетенций по стоимостному моделированию в структурах, ответственных за реализацию новых проектов и внедрение новых технологий, и, напротив, децентрализация компетенций по управлению стоимостью и их сосредоточение в проектных офисах и добывающих активах. В «Газпром нефти» подходы, методики, инструменты, разработанные на основе лучших мировых практик внедрения кост-инжиниринга, апробировались на реальных проектах разработки месторождений компании.

ПИЛОТНЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
Одной из испытательных площадок технологий управления стоимостью стала Мессояхская группа месторождений на севере ЯНАО. За счет целого комплекса факторов, таких как суровые климатические условия, несложная геология залежей, качество нефти, логистические и инфраструктурные проблемы, по предварительным расчетам, проект развития актива имел отрицательную рентабельность. Глубокий анализ факторов, определяющих стоимость проекта, позволил провести комплексную оптимизацию проектных решений: определить оптимальные плотность сетки бурения, конструкции скважин, профиль добычи жидкости, разработать максимально эффективные технические решения в сфере строительства — как скважин, так и объектов инфраструктуры. Итог — перевод проекта из разряда убыточных в прибыльные и подтверждение того, что комплексная оценка и управление стоимостью может внести значительный вклад в увеличение ценности активов.

Еще одним примером практического применения кост-инжиниринга стала оптимизация производительности инфраструктуры внешнего транспорта для Новопортовского месторождения на Ямале. Вывоз добытой нефти — изначально узкое место актива, расположенного вдали от трубопроводов, железных и автодорог. В итоге был выбран уникальный способ круглогодичной транспортировки нефти танкерами в сопровождении ледоколов по Обской губе и Северному морскому пути. Главной задачей стало определение соотношения количества танкеров и объема добычи, оптимального для поддержания максимально эффективного режима эксплуатации месторождения. Ее решение позволило увеличить NPV на несколько миллиардов рублей. Апробация подходов кост-инжиниринга в проектах компании позволила выявить ключевые направления развития системы управления стоимостью проектов.

СОЗДАТЬ СИСТЕМУ
Опыт пилотного проекта по использованию технологий управления стоимостью показал, что многие компетенции и инструменты кост- инжиниринга у «Газпром нефти» есть, однако необходима их систематизация, централизация и срочное развитие.

Крайне важное направление — автоматизация процессов управления стоимостью проектов, позволяющая получить эффективные инструменты оценки затрат. Их использование позволит не только значительно снизить трудоемкость процессов, повысить точность оценки, но, что крайне важно, даст возможность тиражировать наработанный опыт от проекта к проекту, от предприятия к предприятию. В компании уже началась разработка инструментов стоимостного инжиниринга объектов обустройства, которые дадут возможность формировать оптимальную конфигурацию множества объектов транспорта, систем поддержания пластового давления, энергоснабжения и т.д. Определена и концепция разработки инструментов оценки и оптимизации стоимости бурения, доля которого в капитальных затратах некоторых проектов разработки месторождений достигает 80%. Соответственно, снижение стоимости даже на 5–10% выливается в миллиарды рублей дополнительной прибыли.

Развивается в «Газпром нефти», в частности в сфере закупок, и такое направление кост-инжиниринга, как создание и использование моделей ТСО (Total Cost of Ownership — совокупная стоимость владения), в которых учитывается не только капитальная стоимость оборудования, но и затраты на него на протяжении всего жизненного цикла.

Проекты разработки в новых регионах нефтедобычи — одни из наиболее значимых в портфеле проектов «Газпром нефти». Поэтому развитие инструментов комплексного управления стоимостью и кост-инжиниринга является крайне важным для компании. А основное направление этого развития — создание единой системы стоимостного инжиниринга, объединяющей все подразделения, ответственные за реализацию проектов.

* По материалам статьи «Развитие системы кост-инжиниринга в ОАО «Газпром нефть» Хасанова М. М., Сугаипова Д. А., Ушмаева О. С., Бахитова Р. Р., Исмагилова Р. Р., Куркова С. М.

** Net present value, чистая приведенная стоимость — разница между всеми денежными притоками и оттоками, приведенными к моменту оценки инвестиционного проекта. Показывает величину денежных средств, которую инвестор ожидает получить от проекта, после того как денежные притоки окупят его первоначальные инвестиционные затраты и периодические денежные оттоки, связанные с осуществлением проекта. Поскольку денежные платежи оцениваются с учетом их временной стоимости и рисков, NPV можно интерпретировать как общую прибыль инвестора

Источник


Вернуться к новостям